[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[Web Creator] [LMSOFT]
Памятник: Церковь Илии Пророка, Ильинская церковь.
Местоположение: Архангельская область, Вилегодский район, село Ильинско-Подомское.
Датировка: 1789 год.
Статус: Памятник архитектуры регионального значения.
Назначение: Культовое.
История существования памятника: Каменную церковь с северными приделами заложили в день памяти великомученика Феодора Стратилата – 8 июня 1785 года. Ее построили за четыре года  и 29 сентября 1789 года ее освятили во имя Илии Пророка. Еще через два  с половиной года 17 января 1792 года освятили придельную церковь во имя благовещения Пресвятой Богородицы. Все работы по храму выполнил Афанасий Аксенов, подрядчик из Сольвычегодска. Возведение верхней церкви началось только через девять лет 2 июня 1801 года под руководством другого подрядчика, мастера Григория Голубина. Вчерне она была построена уже к концу 1802 года. Освятили же ее 7 октября 1807 года во имя мучеников Флора и Лавра.
Следующим этапом  затянувшегося строительства стала постройка каменной колокольни, начавшаяся в 1809 году. 7 октября 1811 года на звон колокольни были подняты колокола.  Сооружение храма стало возможным благодаря «тщению и усердию» прихожан и было событием незаурядным для жизни прихода. В храме были установлены иконостасы из деревянных церквей. В 1860-х годах все три иконостаса «вызолотили по полименту».
В январе 1919 года на основании декрета об отделении церкви от государства в селе Ильинско-Подомское была образована община верующих и избран церковный совет. В 1929 году община насчитывала около 3,5 тысяч человек. Вплоть до 30-х годов ей удавалось поддерживать  храм в должном состоянии, проводить ремонт и платить налоги. Но в 1934 году прихожан вынудили отказаться от Ильинского храма. Церковь перестроили под клуб и кинотеатр. Для этого разобрали все, что напоминало о культовом происхождении здания, прежде всего, завершения объемов и купола, восьмерики, звон колокольни, кресты.
В 1990-х годах храм был возвращен  верующим.
Архитектурный облик: После окончательного строительства и обустройства интерьеров церковь приобрела внушительный монументальный облик. Стены нижней Ильинской церкви служили постаментом для верхней Флоролаврской церкви. Ее двусветный четверик  перекрывал купольный свод, над которым поднимались два яруса уменьшенных восьмериков. Верхний восьмерик служил барабаном для главы. Высотное завершение храма поддерживали трехъярусная колокольня со шпилем на малом восьмерике и ступенчатость церковных алтарей, сильно выступавших с востока. Однако барочная тема устремления вверх не получила развития в планировке здания, растянутого по горизонтальной оси. Эта растянутость объясняется архитектурным приемом, свойственном каменным церквям устюжской школы рубежа XVIII-XIX веков: входная часть в верхний и нижний этажи располагалась в переходе между притвором и колокольней.
Благовещенский придел, выделенный в самостоятельный прямоугольный объем, пристроен к северной стене нижней церкви. Его северо-восточный угол скруглен в виде алтарной апсиды. Первоначально придел не имел отдельного выхода. Традиционно в придел попадали из паперти главного входа.
Колокольня, поставленная трехъярусным восьмериком на глухой кубообразный четверик, вплотную примыкает к западной стене здания.  Ярус  звона был покрыт куполом, на котором стоял малый восьмерик, служивший основанием высокого шпиля, завершающегося крестом.
Особенной отличительной деталью Ильинской церкви можно считать прямоугольный в плане алтарь верхнего этажа, возвышающийся над пятигранным алтарем нижнего, что совсем не характерно для двухэтажных храмов того времени и больше нигде не встречается.
Первоначальная фасадная композиция церкви из-за перестроек и разрушений сохранилась плохо. Она четко разделена на горизонтали на две части широким рельефным, раскрепованным на углах, междуэтажным карнизом. Основу убранства фасадов нижнего этажа и придела составляли сдвоенные полуколонки по краям объемов и полуколонки фланкирующие оконные проемы. Декорацию проемов завершают сандрики – «бровки». Цокольный пояс храма частично погрузился в землю. Композиция верхнего этажа построена по классицистическим принципам симметрии и равновесия, но и здесь видна рука сольвычегодского мастера. Венчающий карниз, наличники и сандрики окон, подоконные ниши выполнены в характерной для сольвычегодского зодчества рубежа XVIII-XIX веков плоскостной манере. Для сохранения композиционного замысла на северном и южном фасадах устроены ложные окна. Окна сгруппированы по три в плоских нишах и обрамлены простыми прямоугольными наличниками.
Колокольня представляет собой совершенно самостоятельный объем – трехъярусный  восьмерик, поставленный на глухой кубообразный четверик – соединенный с храмом коротким переходом, вплотную примыкающим к западной стене здания. Там размещалась лестница на второй этаж. Ярус звона был покрыт куполом, на котором стоял малый восьмерик, служивший основанием высокого шпиля, завершающегося крестом.
Интерьеры Ильинской церкви, несмотря на обширность, имели замкнутый характер. Самым светлым было помещение церкви Флора и Лавра. Оно освещалось через большие окна и люкарны во втором свете, а также, вероятно, через световой восьмерик на своде.
Здание подверглось переделке в 1837-1860-х годах. Она была связана с необходимостью расширения церкви. Трапезная и притвор верхней церкви слились в один равновысокий объем, разрушив первоначальную уравновешенность композиции.