[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[Web Creator] [LMSOFT]
Памятник: Благовещенский собор.
Местоположение: Архангельская область, Котласский район, город Сольвычегодск.
Датировка: 1560-84, 1826 года.
Статус: Памятник архитектуры федерального значения.
Назначение: Культовое.
Характер современного использования: Объект экскурсионного показа. Краеведческий музей.
История существования памятника: Фресковая летопись внутри храма повествует о том, что он был основан в 1560 году, а освящен в 1584 году. Строили его «своею казною» все представители строгановской династии – «Ианникий Федорович сын Строгонов и его дети Яков, Григорий, Семен и его внучата Максим Яковлев сын, да Никита Григорьев сын, да Андрей и Петр Семеновы дети Строгоновы». Однако замысел сооружения целиком принадлежал Анике Строганову, основателю огромного торгового дома этой фамилии. Уже в конце 1550-х годов он получил от ростовского владыки, в ведении которого находились тогда все окружающие город земли, разрешение на возведение собора. Существующая на одной из икон храма надпись прямо говорит об этом: «Лета 7066 (1558) сей образ Благовещения Пресвятыя Богородицы благословение Никадра архиепископа Ростовского Иоанникию Федорову сыну Строгонову на поставление соборного храма каменного и с приделы начальный образ у Соли Вычегодской на посаде».
Заложенное в 1560 году здание было, очевидно, полностью возведено еще при жизни самого ктитора к началу 1570-х годов. Такое заключение позволяет сделать находящийся в соборе покров 1572 года с изображением святителя и чудотворца Алексея, митрополита Московского. Согласно надписи на покрове, он является вкладом митрополита Даниила из Чудова монастыря в каменный Благовещенский собор Сольвычегодска, в придел митрополита Алексея, то есть уже в построенную церковь. Кроме того, в конце 1570-х годов храм имел богатейшее внутреннее убранство, что также говорит о более раннем его сооружении.  Причиной более позднего освящения церкви (1584 год) было вызвано пожаром 1579 года.
Строительство такого огромного собора осуществлялось Строгановыми с большим размахом и под их непосредственным наблюдением. При этом велось оно с привлечением мастеров и ремесленников самых различных профессий. Для производства кирпича в городе было сооружено несколько кирпичных заводов, наняты искусные кузнецы и золотильщики.
Возведенный в XVI веке собор претерпел со временем серьезные изменения, которые значительно исказили его первоначальный облик. О том, каким он был  в конце XVIII века дает представление рисунок панорамы Сольвычегодска 1793 года. Здание имело четырехскатное покрытие и новые барабаны глав, боковые крыльца были ликвидированы, а паперти вверху сделаны закрытыми. Особенно основательной перестройке Благовещенский собор подвергся после пожара 1819 года, когда над нижним рундуком его западного крыльца вместо прежней звонницы была возведена новая, ампирная колокольня и на месте приделов сооружены с южной стороны теплый Храм Сретения, а с северной стороны – ризница.
Благовещенский собор поражает монументальностью и мощью своей архитектуры. В настоящее время в соборе расположен краеведческий музей.
Архитектурный облик:
-внешний вид: На берегу Вычегды, слева от пристани, возвышается громада Благовещенского собора – одного из древнейших каменных храмов Севера. Поставленный на возвышенности и открытый в сторону реки, он господствует над городом и виден уже издалека при подъезде к Сольвычегодску. Массивное и крупное, торжественно-монументальное здание подчиняет себе все окружающее пространство.
Это характерный для XVI века городской храм крупных размеров, трехапсидный и пятиглавый, поставленный на высокий подклет и окруженный галереей с приделами. Его массивные стены почти лишены декора; толщу их подчеркивают сильно выступающие наподобие контрфорсов лопатки. Они членят стены основного объема на обособленные прясла, завершенные большими полукружиями закомар, по которым первоначально шла кровля. Пять венчающих здание световых глав с гранеными барабанами плохо соответствуют общему стилю архитектуры собора. Видимо, они появились в XVIII веке, заменив прежние главы с цилиндрическими барабанами.
Своеобразие собора заключается в уникальности его пространственного построения. Объем собственно храма сильно развит  по поперечной оси север-юг. Узкие боковые фасады имеют только два прясла, а широкие – восточный и западный – три, превосходя их на одно деление. Подобная оригинальная композиция здания значительно отличается от традиционных объемных построений храмов, кубических или вытянутых в продольном направлении. Она обусловлена новой внутренней структурой самого собора, его двустолпной конструкцией, которая и определила его внешние формы.
Интересна окружающая храм двухъярусная галерея. Ее глухой и нерасчлененный нижний ярус лишь кое-где прорезан узкими небольшими оконцами. Вместе с разнообразными, полутемными помещениями подклета – палатками и тайниками – этот ярус служил в качестве кладовых для хранения многочисленных товаров, ценностей и казны Строгоновых. Над ним расположена арочная галерея на столбах, первоначально открытая (в конце XVI века она была заложена и превращена  в паперть), с парапетом из шеринок, хорошо видным и сейчас. Окаймляя собор с трех сторон, галерея прежде оканчивалась у восточных углов приделами: с севера – тремя теплыми храмами Николы, митрополита Алексея и Симеона Столпника; с юга – небольшим одноапсидным Храмом во Имя Трех Святителей.
Еще один храм с тремя приделами: Феодора Сикеота, Рождества Богородицы и Апостола Павла возник несколько позднее (ок. 1646 года); он возвышался на юго-западном углу галереи, являясь самостоятельной приходской церковью для дворовых людей Строгоновых. Судя по рисунку Чудинова, облик его был достаточно оригинален: сильно выступающий к югу четверик имел завершение  в виде пяти стройных шатров. На галерею вели с трех сторон крыльца с крутыми лестницами, в настоящее время существует лишь западная.
Необычность объемно-композиционного построения Благовещенского собора довершала своеобразная церковь-колокольня, поставленная на северо-западном углу галереи в виде граненого столпа с открытым звоном и главкой. Сохранились два ее яруса: нижний с плоскими арочными нишами и второй с лопатками и маленькими окнами, в котором размещалась церковь Собора Богородицы. Они отчасти позволяют относить этот храм XVI века к столпообразному храму «под колоколы».
На колокольне висело 12 колоколов, каждый из которых имел собственное имя. Лишь немногие из этих колоколов были перенесены на огромную позднеклассическую колокольню, которая плохо сочетается  собором. Это тяжеловесное и парадное сооружение, типичное для первой трети XIX века, состоит из двух массивных четырехгранников и крупного цилиндрического яруса звона, увенчанного высоким вздымающимся шпилем.
Декор Благовещенского собора более чем скромен: широкий узорный пояс отделяет прясла стен от закомар. Он состоит из двух рядов бегунца, разделенных поребриком, двойного пояска зубчиков внизу и прямоугольных нишек с валиком наверху.
-интерьер: Главный световой барабан собора расположен между двумя столбами, точно над центром его основного помещения. Это повлекло за собой изменение всего сводчатого перекрытия собора. Мощные столбы, соединенные с восточной и западной стенами подпружными арками, несут коробовые своды, которые в продольном направлении перекрывают боковые нефы, а также западную и восточную части среднего. В центре между этими частями перекинуты над столбами дополнительные арки. Паруса  в углах между арками и сводами служат переходом  к восьми оригинальным, плоским лоткам, сужающимся кверху, к восьмигранному кольцу барабана. Над угловыми частями здания расположены меньшие световые барабаны; они поставлены на боковые своды при помощи дополнительных ступенчатых арок псковского типа и отличаются сравнительно небольшими размерами в диаметре.
Обращает на себя внимание обилие  в соборе лестниц и ходов, проложенных внутри его массивных и толстых стен. Один из них – внутри северной стены за иконостасом – ведет на кровлю здания и вниз в палатку подклета. В верхней части главного алтаря устроен тайник, соединенный внутристенным ходом с алтарем северного придела, откуда  вертикальный канал спускается прямо в подцерковье.
Внутри Благовещенский собор украшают фресковые росписи. Все фрески прописаны в XVIII-XIX веках. Росписи сводов центрального нефа вообще не сохранили первоначальной живописи. В конце 1970-х годов расчищены лишь фрески дьяконника и частично западной стены собора.
Иконография фресок для своего времени довольно обычна: западная стена отведена под «Страшный суд»; своды, северную и южную стены занимают сцены богородичного и христологического циклов. Роспись стен состоит из семи ярусов. Нижний, наиболее широкий заполняют  так называемые полотенца, отделенные от сюжетных сцен орнаментальной летописной надписью. В верхних узких ярусах располагаются композиции, разделенные между собой лишь архитектурными кулисами. Они последовательно ярус за ярусом повествуют о земной жизни Христа и Марии, а также иллюстрируют «Акафист». Сверху размещены сцены с изображениями «Иоакима и Анны», «Благовестие Анне», «Целования Иоакима и Анны», «Рождества Богоматери» и другие. Внизу представлены Вселенские соборы. В откосах окон изображены в рост и погрудно различные святые; отчасти они представлены и на столбах вместе со святыми воинами и мучениками. В центральной алтарной апсиде  размещены такие композиции, как «Богоматерь Знамение», «Воздвижение креста», «Положение пояса и риз Богоматери». В жертвеннике первоначальная роспись практически не сохранилась. Фрески дьяконника (придел) иллюстрируют основные моменты Жития Иоанна Богослова.
После возведения собора в нем был поставлен большой пятиярусный иконостас. Помимо местного в него входили деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий ряды, насчитывающие свыше 70 икон. Часть икон сольвычегодского храма была исполнена известными иконописцами, царскими изографами Прокопием Чириным, Истомой Савиным и Назарием Истоминым. Свой нынешний вид иконостас собора в основном обрел к 1690-м годам. Великолепные царские врата иконостаса начала XVII века украшены прорезными  золочеными оловянными накладками с подцвеченным слюдой фоном.
Храм с 37 слюдяными окончинами освещали 10 медных и серебряных паникадил и 23 больших свечи. Два медных литых паникадила – хороса сохранились в соборе и доныне.
Источники:
Художественные памятники XIII-XIX веков. – М.: Искусство, 1983. – С. 24-44.