[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[Web Creator] [LMSOFT]
Введенский монастырь
Местоположение: Архангельская область, Котласский район, город Сольвычегодск.
Датировка: 1565 год.

Памятник: Введенский собор, Строгановский собор.
Местоположение: Архангельская область, Котласский район, город Сольвычегодск, Введенский монастырь.
Датировка: 1668-1712 год.
Статус: Памятник архитектуры федерального значения.
Назначение: Культовое.
Характер современного использования: Действующий храм.
История существования памятника:  Это сооружение рода Строгановых, возвышается на северной окраине города. Монастырский храм, стройный и нарядный, резко контрастирует с более ранним строгим архитектурным сооружением этой фамилии – домовым собором, от которого его отделяет более чем сто с лишним лет. Заказчиком его является представитель уже следующего поколения Строгановых – Григорий Дмитриевич. Заложенный в 1688 году Введенский собор строился, согласно местным летописным сведениям, восемь лет, но освящен почему-то только в 1712 году. Устройство в 1691 году теплого Богоявленского придела под южной папертью здания свидетельствует, что в это время его нижний ярус был уже готов. Храм построен как собор Введенского монастыря.
Монастырь был упразднен, сохранился лишь этот храм.
В настоящее время является действующим.
Архитектурный облик:
-внешний вид: Введенский собор во многих отношениях замечательное сооружение. Он является первым в ряду построек рубежа  XVII-XVIII  веков, которые составляют особое направление в развитии стиля московского барокко и по имени их основного заказчика Г. Д. Строганова именуются Строгановскими. Для этих культовых зданий характерны особый тип храма и подчеркнутая пышность внешнего декора, основанного на широком использовании ордерной системы.
Все это в полной мере находит свое воплощение во Введенском соборе. Его сильно вытянутый  в высоту четверик с окнами в три яруса и с пятью главами, увенчанными ажурными золочеными крестами, выглядит парадно-торжественно. Это впечатление усиливает высокий подклет и двухъярусная, первоначально открытая галерея (заложена в XVIII веке) с эффектным крыльцом с запада, которая охватывает четверик с трех сторон. При отсутствии внутренних столбов не только центральная, но и боковые главы собора сделаны световыми, открытыми внутрь, что являлось для того времени новшеством.
Такое решение достигнуто при помощи уникальной, не встречающейся до сих пор на Руси конструкции перекрытия. Сомкнутый, четырехлотковый свод с «выемками» в углах как бы прорезан в центре каждой из сторон крупной распалубкой. Подобная форма свода изнутри, пожалуй, напоминает две пары перпендикулярно перекрещивающихся подпружных арок, которые опираются на сильно выступающие из стен пилястры. В центре и над углами свода размещены граненые барабаны глав. Эта конструкция дала возможность создать необычайно просторный и развитый в высоту храм, лишенный каких-либо промежуточных опор, максимально насыщенный светом и воздухом. Так, в русском зодчестве конца XVII века на смену прежним догматическим представлениям о внутреннем облике храма с его полумраком и таинственностью приходит новое понимание интерьера, сближающее его с дворцовыми светлыми и парадными залами.
Не менее важную роль в обмирщении архитектуры Введенского собора играет его декоративное убранство, роскошное и нарядное. Ни один из памятников Севера не имеет столь пышного наружного декора с резным белым камнем и полихромными изразцами. Фасады здания членятся по горизонтали на ярусы широкими антаблементами, которые завершают так же каждый из этажей галерей. Антаблементы и колонки из камня четко выделяются на фоне красных кирпичных стен, определяя строго ритмическую структуру внешнего облика всего сооружения. В верхних ярусах храма и галереи колонки витые, а на крыльце покрыты сочным рельефным орнаментом из виноградной лозы по образцу деревянной резьбы иконостасов той эпохи.
Широкие прямоугольные окна заключены в богатые наличники с полуколонками и белокаменными резными узорами по сторонам и лучковыми разорванными фронтонами. Венчают фасады и крыльцо фигурные аттики типа «петушиных гребней» с раковинами и пирамидками. Это декоративное убранство довершают крупные сильно вытянутые рельефные панно на устоях второго яруса галереи из полихромной майолики, представляющие собой сочные натюрморты из плодов и цветов.
-интерьер: Внутри храм не менее эффектен, чем снаружи. Просторный и превосходно освященный тремя рядами широких, часто расположенных окон и проемами пяти барабанов глав – он весь залит светом. Сильные и упругие линии выступающих из стен крупных пилястр придают вертикальную устремленность его архитектурным массам, получая завершение в красивом по рисунку сложном сводчатом перекрытии.
Восточную стену храма закрывает большой семиярусный иконостас в стиле нарышкинского барокко, выполненный московским мастером Григорием Ивановым в 1693 году. Он украшен колоннами с вьющейся виноградной лозой, декоративными завитками и картушами, обрамляющими иконы. Особенно роскошна резьба его царских врат; их створки почти полностью «затканы» кружевом деревянного узорочья. С золоченой резьбой иконостаса, с его подвижными текучими формами хорошо сочетаются по цвету иконы-картины, писанные на холсте Степаном Дементьевичем Нарыковым. Они целиком определяются традициями европейской живописи второй половины XVII века.
Основные габариты в метрах: Длина – 50, ширина – 15, высота до креста – 47.
Источники:
Художественные памятники XIII-XIX веков. – М.: Искусство, 1983. – С. 72-77, 79.


Памятник: Спасообыденная церковь.
Местоположение: Архангельская область, Котласский район, город Сольвычегодск, Введенский монастырь.
Датировка: 1697 год.
Статус: Памятник архитектуры федерального значения.
Назначение: Культовое.
Характер современного использования: Объект экскурсионного показа.
История существования памятника: На берегу реки, почти напротив пристани, возвышается Спасообыденная церковь. Впервые храм с таким названием возник еще в 1571 году. Он был «обыденный», то есть сооружен в один день – 16 августа «градскими и уездными людьми» для избавления от мора. В 1691-97 годах на месте деревянной возникла каменная одноэтажная теплая церковь, но лишь в 1730 году над ней возвели высокий второй этаж с холодным храмом, что придало всей постройке характерного для того времени облик. Однако здание сильно испортили перестройкой конца XIX века в распространенном тогда псевдорусском стиле: в 1892 году новая шатровая колокольня с переходом заменила прежнюю ярусную колокольню с крыльцом – всходом над северной частью паперти, а через семь лет обширный двухэтажный придел практически закрыл северный фасад храма. Несмотря на эти изменения, церковь сохранила общий характер своей архитектуры конца XVII-первой трети XVIII века.
В советское время здание церкви сначала использовалось как санаторий. В годы сталинских репрессий тут находились временно спецпереселенцы, гонимые этапом в глухой Коми край. Одним из «хозяев» числился универмаг. В его бытность и исчезли с куполов кресты.
В настоящее время церковь передана Сольвычегодскому музею, но из-за недостатка финансирования реставрационные работы идут крайне медленно, храм заброшен и находится в довольно плачевном состоянии.
Архитектурный облик: Это двухъярусное трехчастное здание с высоким нижним этажом, над которым возвышается основной храм – бесстолпный, двусветный куб с небольшой пониженной папертью с запада и пятигранным суженным алтарем.
Хорошо скомпонованное венчание церкви типично для первой половины XVIII века: выпуклая кровля с небольшим световым восьмериком и маленькой главкой на тонкой шейке (переделана в XIX веке).
Особенностью этого сооружения является ступенчатость его композиции, наиболее заметная с восточной стороны. Алтарь верхней церкви поставлен не над нижним алтарем, а со значительным отступом к западу и находится над помещением собственно теплого храма, в то время как основной куб оказывается расположенным над его трапезной, в результате чего создается нарастание объемов к центру.
Внешнее убранство Спасообыденного храма тяготеет к формам нарышкинского барокко рубежа  XVII-XVIII веков. Парные полуколонки с белокаменными капителями красиво и четко членят стены верхней церкви, располагаясь на углах и между окнами; завершает ее объемы антаблемент с раскреповками; окна украшают типично нарышкинские нарядные наличники с полуколонками и разрезными фронтончиками.
Лишь возникший ранее нижний ярус имеет более архаичный декор. Его парные полуколонки, короткие и приземистые, лишены капителей и вообще каких-либо деталей из белого камня, а окна заключены в простые рамочные обрамления с килевидными кокошниками. Интересной деталью фасадного убранства нижнего храма являлись отдельные полихромные изразцы, значительно усиливавшие нарядность здания. В настоящее время почти полностью утраченные, они располагались между завершениями парных колонок и в кокошниках оконных обрамлений.
Источники:
Художественные памятники XIII-XIX веков. – М.: Искусство, 1983. – С. 68-71.
Ноговицын В.У «Соли Вычегодской. – Котлас, 1992. – С. 45.