[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[Web Creator] [LMSOFT]
Памятник:  Никольская церковь, Николаевская церковь.
Местоположение: Архангельская область, Котласский район, деревня Комарица.
Датировка: 1773-81 года.
Статус: Памятник архитектуры регионального значения.
Назначение: Культовое.
Характер современного использования: Объект экскурсионного показа.
История существования памятника: Первоначально на месте храма стояли две деревянные церкви Афанасьевская и Николаевская. Причиной постройки каменного храма стал пожар. Строительство храма продолжалось в течение восьми лет при непосредственном участии приходского священника Симеона Михайлова и церковного старосты Василия Кузнецова, которые занимались заготовкой стройматериалов, искали и нанимали «церковных мастеров» и «иконников». Масштабы строящегося храма были впечатляющими. Он был задуман как двухэтажный, с тремя престолами. В холодной церкви на втором этаже – престол во имя Николая Мирликийского Чудотворца. На первом этаже – престол, посвященный Рождеству Пресвятой Богородицы. С северной стороны, ближе к алтарю строился придел во имя святейшего Афанасия Патриарха Александрийского. Позднее, в 70-х годах XIX столетия с северной стороны храма, ближе к колокольне, был пристроен второй придел, престол которого был освящен в 1876 году по благословению епископа Вологодского и Устюжского Феодосия во имя Святой мученицы Параскевы. С этого времени комарицкая церковь стояла четырехпрестольная.
В 1923 году приход закрыли. Были сброшены колокола, сжигалась церковная утварь, книги и иконы. До 1940 года в храме располагался колхозный склад. Одну часть храма превратили в руины, другую использовали для хранения удобрений. В настоящее время планируется ремонт храма.
Архитектурный облик: Николаевская  церковь в Комарице является наиболее ярким примером «тотемского провинциального барокко» на территории Котласского района. Его выделяют строгие формы, изящность, устремление ввысь. Характеризуется ассиметричной композицией, создаваемой северными одноэтажными приделами, своеобразным пропорциональным строем (уменьшение венчающего восьмерика) три ряда высоких окон своеобразно взмывают вверх.
Венчают храм высокая кровля и изящная главка на строгих двухъярусных восьмериках с ажурным, прорезанным крестом  XVIII века. В межкрестиях он обильно украшен тончайшим рисунком волнообразных лучей, расходившихся во все стороны и переплетающихся в сложный, тщательно обдуманный узор. Динамический взлет форм вверх заметен со стороны реки, где пониженные двухъярусные апсиды как бы начинают общее вертикальное движение, передавая его собственно храму.
С запада к храму примыкает колокольня, построенная в начале XIX века в стиле классицизма.
Широкая, крутая каменная лестница ведет в просторную трапезную летнего храма. Тонкие, ничем не перебиваемые пилястры между окон вытянуты во всю высоту здания. Особый эффект производит живописное оформление оконных проемов, виртуозно выполненных из довольно ограниченного набора специально формованных кирпичных деталей, по-разному скомбинированных и создающих благодаря этому многообразие форм. На фасадах между двумя ярусами окон, заключенных в простые прямоугольные, многоступенчатые рамки, расположены фигурные вычурные картуши. Их рельефный рисунок из дуг, завитков и криволинейных элементов слегка выступает из плоскости стен, не нарушая четкие и ясные границы здания.
Внутренняя отделка храма выполнена с помощью изразцов и лепнины. В церкви сохранились прекрасные фрески начала XX века, известно, что некоторые из них выполнены профессиональными художниками по эскизам В. М. Васнецова.
Источники:
Хрусталев А.Н. Памятники архитектуры Котласского района Архангельской области. Достояние веков. – Котлас, 2010. – С. 10-16, 40, 46-52.