[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[Web Creator] [LMSOFT]
Верхнее-Уфтюжский погост
Памятник: Церковь Дмитрия Солунского, Дмитриевская церковь.
Местоположение: Архангельская область, Красноборский район, село Верхняя Уфтюга.
Датировка: 1784 год.
Статус: Памятник архитектуры федерального значения.
Назначение: Культовое.
Характер современного использования: Объект экскурсионного показа.
История существования памятника: Со времен реформы Никона все храмы на Руси строились пятиглавыми, строительство шатровых церквей было запрещено.
Этот храм был построен с нарушением архитектурных канонов того времени по разрешению епископа Великоустюжского и Тотемского Иоанна.
Храм начали реставрировать в 1981 году, реставрационно-восстановительные работы продолжались 8 лет. Первоначально была выполнена замена сгнивших венцов и частичная замена кровельного покрытия. До этого находившийся в аварийном состоянии храм имел сгнившие и провалившиеся в четверике и алтаре бревна, галерея была утрачена полностью, бревна, где четверик примыкал к алтарю, сгнили по всей длине. С большим трудом реставраторы предотвратили падение храма. Реставрационные работы шли трудно, финансирование часто останавливалось.
Архитектурный облик: Более половины высоты церкви составляет тесовый шатер. Изнутри, в отличие от всех сохранившихся шатров, он весь, от низа до шейки главки, рублен без промежуточных ходов, связок, балок и стропил. И именно это придает конструкции художественную выразительность.
Венцы нижнего мощного четверика естественно переходят в сруб сравнительно невысокого восьмерика: четыре из его восьми стен служат непосредственным продолжением сруба четверика. Углы восьмерика рублены с большим остатком. Над сильно выступающим вперед повалом стремительно уходят ввысь восемь граней шатра. Весь шатер от низа до шейки главки рублен без всяких промежуточных связей, ходов, балок, стропил: захватывающее зрелище представляет шатер изнутри – венцы шатра сокращаются в перспективе и в высоте тонут в полутьме.
Чтобы сохранить монолитность вертикальной композиции, строители отказались от трапезной, заменив ее легкой галереей-сенями, «висящей» на бревенчатых кронштейнах. Ее стены забраны тесом «в елку», и их гладкая поверхность, изменчивая от солнечных бликов контрастирует со спокойным ритмом бревенчатого сруба. С востока – пятистенная алтарная пристройка, покрытие которой завершается небольшой бочкой с маленькой главкой.
Интерьер церкви сохранил первоначальную объемно-постранственную композицию. Стены помещений гладко отесаны. В довольно просторном помещении храма, хорошо освященном двумя рядам окон на южной и западной стенах. На северной стороне  находится лишь  одно смещенное к востоку окно. В церкви находится ярусный иконостас. Большой интерес представляют иконы нижнего яруса с изображениями сюжетов из Ветхого Завета («Иона с китом», «Лестница Иакова» и другие). Живопись в храме полихромная, выполнена масляными красками. Стилистика сохранившихся икон позволяет предположить, что они были выполнены провинциальными иконописцами второй половины XVIII века.
Основные габариты в метрах: Длина – 33,8, ширина – 13,2, высота с крестом – 43.
Источники:
Ефремова С.А. Архитектурная сказка Красноборья. Между прошлым и будущим. – Архангельск: Вера, 2008. – С. 94-96.
Ополовников А.В. Русский Север. М., Стройиздат, 1977.