[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[Web Creator] [LMSOFT]
Памятник: Собор Рождества Христова, Христорождественский собор.
Местоположение: Архангельская область, город Каргополь.
Датировка: 1552-62, 1785 года.
Статус: Памятник архитектуры федерального значения.
Назначение: Культовое.
Характер современного использования: Объект экскурсионного показа.
История существования памятника: Древнейший из памятников Каргополя – Христорождественский собор, построен в эпоху Ивана Грозного. Он был заложен в 1552 году, а спустя десять лет его строительство было завершено. Почти все городские каменные церкви, построенные вслед за собором, в общих чертах походят на него. Он стал родоначальником местной архитектурной школы и на протяжении трех столетий образцом для зодчих. В 1765 году во время пожара собор был сильно поврежден. Его восстановление началось в 1778 году, а окончание работ полностью завершились  лишь в 1802 году. В настоящее время  собор входит в состав Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, здесь хранятся небеса из церквей района.
Архитектурный облик: Объем собора прост: прямоугольный в плане, двухэтажный, стоит на подклете. Гладь стен членится с запада и востока тремя лопатками, с юга и севера – четырьмя. Скупые фасады оживляет лишь скромный, идущий по карнизу орнаментальный поясок, да узкие, лишенные всякого убранства арочные окна. Массивные алтарные выступы – апсиды украшены сдержанной, словно вырезанной в толще стены аркатурой с килевидными завершениями. Главы утверждены на высоких, широко расставленных по углам барабанах, пятая стоит не в центре, а сдвинута в сторону алтарей. Существует предположение, что первоначально собор был покрыт тесом с большими свесами крыш, а в верхнюю, летнюю, церковь вели устроенные с трех сторон деревянные лестницы с нарядными крыльцами.
Но таким до наших дней памятник не сохранился. В 1652 году с северной стороны был пристроен небольшой придел. Позднее к южной стене пристраивают другой, а к западной – галерею и крытое крыльцо, и в духе XVII столетия их щедро украшают резьбой. После пожара 1765 года стены собора, давшие трещины, укрепляют мощными контрфорсами. За четыре столетия здание осело, как бы вросло в землю, но и сейчас оно невероятно красиво.
Пожар 1765 года повредил  большинство росписей собора. Часть настенных росписей уцелев, после пожара, была испорчена, поскольку в течение  пяти лет собор стоял безо всякого ремонта под открытым небом. Сегодня стены собора покрашены в белый цвет, от фресок осталось лишь изображение Христа с «Предстоящими» на западной стене, вероятно, это фрагмент изображающий Страшный суд. В церкви сохранился великолепный многоярусный иконостас, установленный после 1765 года. По своим формам он близок к московским иконостасам конца XVI века. Удивительная композиция, и резной убор иконостаса возводят его к уникальным образцам декоративно – прикладного искусства XVIII века.
Необычной деталью интерьера является кронштейн внутри центрального барабана в виде руки, держащей цепь, держащая паникадило.
Источники:
Алферова Г.В. Каргополь и Каргополье. М.: Стройиздат, 1973. – С. 42-43.
Баумфилд У.К. Архитектура Каргополя и его окрестностей // Памятники архитектуры Русского Севера. Сборник статей. – Архангельск: Издательство ПГУ, 1998. – С.30.
Дурасов Г. П. Каргополье: Художественные сокровища. М: Советская Россия, 1984. – С. 19.