[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[Web Creator] [LMSOFT]
Красногорский Богородицкий монастырь
Памятник: Собор Грузинской Божией Матери с колокольней.
Местоположение: Архангельская область, Пинежский район, урочище Красная гора, Красногорский Богородицкий монастырь.
Датировка: 1735 год.
Назначение: Культовое.
Характер современного использования: Объект экскурсионного показа.
История существования памятника: Частые пожары в монастыре заставили задуматься о строительстве каменного храма. 22 августа 1723 года по благословению преосвященного Варнавы заложили соборный храм и теплую Церковь во Имя  Иконы Владимирской Божьей Матери. Стоит отметить тот факт, что строительство каменного храма началось в петровское время, несмотря на запрет. Но к началу работ уже все было готово, и разрешение удалось получить. Строительство вели на монастырские деньги, однако завершить его смогли только благодаря тысяче рублей, пожертвованной императрицей Анной Иоанновной.
Главный (холодный) престол храма освятили в честь чудотворной иконы Грузинской Божией Матери 22 марта 1735 года, второй (в трапезной собора в северной стороне) – в честь чуда Архистратига Михаила – 28 февраля 1726 года, третий (с южной стороны в пристройке храма) – в честь чудотворной иконы Богоматери Владимирской также 28 февраля 1726 года.
Строительство колокольни началось в 1802 году и завершилось в 1805.
В советское время в стенах Красногорского монастыря были приют для больных детей и нервнопаралитическая лечебница.
В настоящее время на месте монастыря развалины. Возвышается чудом сохранившаяся колокольня, у собора отсутствует купол и барабан, внутри битый кирпич.
Архитектурный облик: Храм был построен в четыре  усеченных яруса. Первый ярус имел форму продолговатого четырехугольника, с восточной стороны которого в виде неправильного четырехугольника выделялся алтарь. Алтарь придела во имя чудотворной иконы Владимирской Божией Матери примыкал полукругом к стене соборного храма. Второй ярус над серединой храма был квадратный, третий и четвертый ярусы – восьмиугольные. Последний ярус служил основанием восьмиугольного купола, украшенного тридцатью двумя позолоченными звездами. Над куполом на восьмигранной шейке с фальшивыми окнами, выкрашенными в черный цвет, возвышалась восьмигранная позолоченная глава. На ней на позолоченном шаре – четырехконечный позолоченный крест с железными фигурами.
Таким образом, храм был построен в стиле деревянных церквей, каждая из его частей – четверики, восьмерики¸ купол – говорит о том, что зодчие придерживались знакомых и любимых архитектурных деталей. Храм является своего рода каменной версией широко распространенного на Севере архитектурного типа – яркого образца деревянного зодчества.
На крыше нижнего яруса над приделами поднимались два купола. На куполе  южной стороны в небольшом позолоченном шаре был установлен восьмиконечный позолоченный крест. С северной стороны, также в позолоченном шаре, – деревянный  четырехконечный крест с фигурами. Всего в храме было тридцать пять окон.
Вместе с храмом была построена и трапезная, что на Севере встречалось нередко. Ее длина от дверей холодной церкви до западных дверей, ведущих на паперть, составляла шесть саженей, ширина – четыре сажени, высота до сводов – две сажени. Алтарь в честь Чуда святого Архистратига Михаила располагался в левой части трапезной. Одна из дверей, в южной стене, вела в придел теплой церкви. Дверь в западной стене – на паперть. Так же, как и в Храме во Имя Иконы Грузинской Божией Матери, в одном из углублений в стене была сделана ниша в виде шкафа, где хранилась церковная утварь.
Над церковной папертью возвышалась каменная колокольня, построенная, как и храм, в четыре яруса и имевшая то же композиционное решение: два нижних яруса – четверики, два верхних – восьмерики. Завершал колокольню восьмигранный купол, также украшенный тридцатью двумя позолоченными звездами, и восьмигранная шейка с длинным шестигранным шпицем. На нем в позолоченном шаре был установлен деревянный восьмиконечный крест, обитый белым железом. И хотя колокольня была построена в XIX веке, они с храмом производили впечатление архитектурного ансамбля, благодаря единству стиля. Декоративные детали колокольни, золотые звезды на куполе, цвет купола – все повторяло те же фрагменты храма.
Источники:
Евсеева О.В. Православный монастырь в религиозно-культурном пространстве Пинежья. – Архангельск: Поморский университет, 2007. – С. 60-61.
Сайт: https://www.golubino.com/active/excursion/monastery/