[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[]
[Web Creator] [LMSOFT]
Памятник: Никольская церковь.
Местоположение: Архангельская область, Приморский район, село Лявля.
Датировка: 1581 год.
Статус: Памятник архитектуры федерального значения.
Назначение: Культовое.
Характер современного использования: Объект экскурсионного показа.
История существования памятника: В селе Лявля стоит древнейший из сохранившихся в Подвинье шатровых деревянных храмов – Никольская церковь. Одноапсидная Никольская церковь была построена в 1581 году Новгородской посадницей Анастасией над могилой ее брата Стефана и посвящалась Успению Божией Матери.
С 1805 по 1845 год  богослужение в этой церкви не совершалось за ветхостью.
В 1845 году архангельский военный губернатор Маркиз Александр де Граверсе отремонтировал храм. По возобновлению в нем службы он из Успенского был переименован в Никольский.
Существует легенда, что поводом для ремонта Успенской церкви послужило чудесное видение жене губернатора, в котором было предсказано, что их больной сын выздоровеет, если маркиз восстановит в Лявленском приходе деревянную церковь.
В результате ремонта сруб был опущен на шесть венцов и обшит тесом, разобрана галерея, лемеховое покрытие заменено кровельным железом.
В результате реставрации, проведенной в 70-е года XX века, со здания церкви был снят тес; шатер, барабан, главка, бочки – покрыты лемехом. Восстановлены причелины по торцам бочек, фигурный подзор под кровлей по периметру нового восьмерика. Рубленную луковичную главку заменили новой, а старую разместили внутри церкви для экспозиции. Проект реставрации памятника принадлежал В. А. Крохину.
Архитектурный облик: Деревянная Никольская церковь относится к типу столпообразных шатровых храмов. Основу ее композиции в плане составляет восьмериковый сруб, к которому с восточной и западной сторон примыкают, прямоугольные в плане, срубы алтарной апсиды и притвора. На четырнадцатом венце восьмерикового сруба устроены косящатые окна в четыре бревна; на 54 венце – повалы в пять бревен, на которых лежат полицы, заканчивающиеся тесом. Завершает восьмерик огромный в полтора десятка метров высотой восьмискатный шатер, увенчанный массивной луковичной главой, рубленной из горизонтальных венцов «в режь». Помещения алтарной апсиды и притвора крыты килевидными бочками. Раньше здание церкви с трех сторон опоясывала крытая галерея – гульбище.